Запорная арматура: устройство и предназначение
Запорная арматура применима в разных областях строительства и промышленности: на трубопроводах для воды, пара, газа, нефти, воздуха. Изготавливается трубопроводная запорная арматура из чугуна, стали, латуни. Согласно особенностям применения, можно выделить два главных типа запорной арматуры: общетехнического и специального назначения.
Краны используются на большинстве видов трубопроводов. Основные типы кранов – пробковые и шаровые. Изготавливаются они из чугуна. Пробковые чаще используются на газопроводах. Шаровые предназначены для трубопроводов, по которым движется вода либо нефть. Краны управляются вручную маховиком, существуют и дистанционно управляемые краны. Различные конструкции кранов рассчитаны на разную температуру транспортируемого вещества и разное давление в трубе. Уплотняющими веществами могут служить резина или фторопласт. Присоединяются краны к трубопроводу через муфты, фланцы или же путем сварки. Многие краны могут быть установлены на трубе в любом положении.
Стальные фланцевые краны ставят исключительно вертикально, зато они функциональны при очень большом диапазоне температур окружающей среды и транспортируемого вещества и могут управляться дистанционно и вручную. Их чаще всего ставят на газопроводах.
Вентили используют для трубопроводов, по которым идут воздух, вода, пар. Они могут иметь ручное, электрическое или дистанционное управление. Многие типы вентилей можно устанавливать в произвольном положении. Для их изготовления применяют чугун, уплотнителями служат асбест, резина, кожа. Разные типы вентилей предназначены для различной температуры транспортируемых веществ и окружающей среды.
Вентильная запорная аппаратура для отопления устанавливается всегда вертикально. При изготовлении используются стальные детали. Такие вентили выдерживают более высокую температуру.
Другая большая группа запорной арматуры – задвижки и заслонки. Задвижки используются на магистральных трубопроводах, изготавливаются из тали и чугуна, устанавливаются с помощью фланцев, чаще всего вертикально. Управление задвижками обычно осуществляется дистанционно. Такая запорная аппаратура обязательно имеет шпиндель (выдвижной или невыдвижной) и клинья.
Задвижки из углеродистой стали ставят на трубопроводы для масла и нефти. Они выдерживают очень высокую температуру среды и могут быть смонтированы в произвольном положении.
Заслонки ставят на трубопроводы среднего диаметра. Они недороги, просты в конструкции и управлении, имеют незначительный вес. Изготавливаются обычно из чугуна с отдельными стальными деталями, уплотнителями служат резина или кожа. Управление осуществляется вручную; имеются и заслонки с электрическим или гидравлическим приводом. Заслонки с электроприводом устанавливают только вертикально, с ручным управлением – в произвольном положении. С трубопроводом заслонки соединяются посредством фланцев или путем сварки.
Этот тип запорной арматуры используется в агрессивных средах. Наиболее распространенные типы – вентили с диафрагмой, шаровые краны, клапаны, задвижки. Наиболее часто применяются вентили, но в целом выбор зависит от характера среды, условий эксплуатации, требований герметичности. При изготовлении запорно-регулирующей арматуры для агрессивных сред часто применяется латунь.
Цена зависит от типа арматуры, ее назначения (общетехническая или специальная), типа транспортируемого вещества, условий использования, типа управления, материала. Собираясь купить запорную арматуру для трубопроводов, следует учитывать весь спектр технических характеристик магистрали и требования к надежности и безопасности.